201 - 216 день. 20 апреля - 5 мая 2016 года. Сантьяго-де-Куба



201 - 216 день
20 апреля - 5 мая 2016 года
Сантьяго-де-Куба

Для кого-то Куба ассоциируется главным образом с Гаваной, меня же больше порадовал город Сантьяго.

Сантьяго-де-Куба (исп. Santiago de Cuba) — город на Кубе на юго-востоке острова. Второй по величине кубинский город. Основан в 6 июля 1515 года. До 1556 года был столицей.

Приехал  20 апреля на камионе (грузовая машина с кузовом переделанным под пассажирские места) в 8:00 утра. Первым делом в глаза бросаются гужевые повозки, перевозящие людей. Изнывая от жары, лошади тащат тележку набитую людьми. Нехватка техники вынуждает пользоваться таким примитивным видом транспорта. Ощущаешь себя, будто воспользовался машиной времени и попал на 70-100 лет в прошлое. Но хочу отметить, что всё же город мне понравился.

Как и везде, больше всего моё внимание привлекают люди, и в Сантьяго они ещё не испорченные наплывом туристов, как в Гаванне.  Именно здесь ощутил в полной мере, что попал в атмосферу Кубы, которую себе представлял. Да, здесь тоже пристают неугомонные таксисты и посредники касс партикуляр (сдающихся частных домов), но всё же не так назойливо и навязчиво.  Сам по себе город с численностью населения 444 тыс человек (на 2011 год), не большой и от одного края до другого за час-полтора можно пройти пешком. Расположен Сантьяго у залива на холмистой местности. Климат более жаркий и в обеденное время лучше отсидеться где-нибудь в тени.

В первый же день зашёл в Дом Культуры и познакомился с преподавателем танцев - женщиной средних лет Мариям. Она согласилась тренировать меня за 4 доллара в час, и цена её вполне устраивала, поэтому на следующий день в ее квартире у меня начались тренировки.  Во время занятий она помимо сальсы просветила меня насчёт других танцев: румбы, пилона, стиля мозамбик, а затем показала, как эти танцы повлияли и попали в сальсу.

У Мариям двое очаровательных детей: сын и дочка, которых они воспитывают с мужем. Она всё время была очень гостеприимна и позволяла мне каждый раз после тренировки принимать душ.  Свой огромный рюкзак, который оказывается весит от 18 до 20 кг я оставил у нее, взяв с собой свой небольшой 30-литровый, в который поместились палатка, комплект одежды, гаджеты, а снаружи крепил каримат и термос. Получилось довольно компактно, что позволило быть более мобильным и налегке изучать город и окрестности. Спальник мне так и не понадобился.

Помимо тренировок с Марьям взял два двухчасовых мастер-класса у профессионального сальсеро Санты и его партнёрши Бибиан. Заплатив за всё 20$.  На этих занятиях мне объяснили, что такое танец сон, и каким образом его элементы танцуются в Сальсе.

На  мою удачу, в дни моего пребывания в Сантьяго проходил двухдневный отчётный концерт школ танцев, который начинался в 18:00 и продолжался до полуночи. На нём выступили все танцевальные коллективы города и показали весь спектр кубинских танцев. По моим примерным подсчётам на мероприятии выступило более 1000 человек.

Место ночлега нашёл у железнодорожной станции, в заброшенных зарослях, куда приходил вечером или ночью, а уходил, как только начинало светать, то есть в районе половины седьмого утра.

Недалеко от Кладбища Санта-Ифигения, отыскал отличную полянку для занятий йогой. Кладбище известно тем, что это второе по величине кладбище Кубы (после гаванского некрополя). Тут похоронено много известных людей,  горит вечный огонь, солдаты несут почётный караул, а в восемь утра каждый день начинает играть музыка и проходит смена караула.

Йогой занимался каждый день от 1 до 3 часов, сразу как просыпался. Затем шёл гулять по городу. Особенно мне нравилось засиживаться и читать книги по несколько часов в кафе мороженого, где порция из семи шариков и кусочка торта стоит 0,2$, обслуживают официанты, и плюс бесплатно угощают ледяной водой. Мороженное на самом деле очень вкусное, само заведение находится в приятном парке, среди пальм и рядом с фонтаном.

Поиграл в Сантьяго и в шахматы, сначала в один день встретил президента шахматного клуба, но он особого сопротивления не оказал, хоть и показал бэджик, что является президентом. А вот через несколько дней наткнулся на всю школу шахмат. Ребята расставив столы играли прямо на улице, и поначалу не хотели даже уступать место. Как-то были уверены, что Чина (в  переводе китаец, это меня так звали на Кубе) скорее всего плохо играет, но когда всё-таки я уселся за доску, то тут уже им пришлось меняться, а я сидел на своём месте до позднего вечера и в тот день выиграл всех, кто хотел сразиться. Иногда откровенно везло, уровень игры у них неплохой, но 4 года посещения карагандинской секции шахмат не прошли даром. В вечеру все уже знали, что я из  Казахстана, страны бывшего СССР, но продолжали называть меня Чиной.

25 апреля, возвращаясь вечером к себе  в "берлогу", остановился выпить стакан натурального сока и случайно познакомился с двумя очаровательными девушками: Листой и Дание.  Они рассказали, что работают археологами и потащили меня знакомиться с их коллегой Педро, и шефом Гонзало. Археологи отмечали какое-то событие и после часа общения предложили поехать с ними на раскопки в национальный парк Гран-Пиедра.  Я, конечно, согласился и на следующий день оказался в джунглях.

Чистый воздух, прогулки, фрукты, прозрачная прохладная горная река, трёхразовое питание и море позитива в компании молодёжи. Всего нас было восемь человек. Это было незабываемое время, там увидел как живут сельские кубинцы, которые не видят туристов.  Отношения в глубинке проще и веселее. Все друг друга знают и обязательно здороваются и узнают как дела. Через пару дней меня тоже узнавали. Там мы танцевали сальсу, девчонки показали, что такое настоящий регетон, и как танцевать этот страстный и очень сексуальный танец, даже скажу, что пошлый. А я научил кубинцев играть в Мафию. Ещё узнал, что кубинцы не имеют права зарезать лошадь, осла или корову. Все они стоят на учёте государства. За нарушения этого закона им грозит тюремное заключение до 15 лет, при этом за убийство человека иногда могут присудить 3-5 лет.

Уезжать, честно скажу, не хотелось, но  меня ждали тренера по танцам, и к тому же срок визы подходил к концу, и нужно было успеть вернуться в Гавану и купить билет в Мексику и 30 апреля мы вернулись в Сантьяго.

1 Мая на Кубе, проходит парад. День международной солидарности трудящихся - это один из самых главных государственных праздников. Всё население города с семи до девяти утра проходит по главной площади революции. Мне сразу вспомнилось, как в детстве родители в этот же день, тащили нас на парад. Мы готовились, а потом  шли с шариками, в праздничной одежде, махали флажками, смотрели на демонстрацию и напивались лимонадом, объедались мороженым. В отличии от современной Кубы, в СССР это был настоящий праздник и радость, и хорошее настроение летало в воздухе.  Здесь же чувствуется условность происходящего, вроде все атрибуты есть, и флажки, и демонстрация, но не видно радости в глазах людей. Пришли, потому что так сказали и так нужно, затем выслушали лозунги воспевающие революцию и Фиделя Кастро, и в девять утра парад закончился, а люди разошлись отмечать больше не первое мая, а выходной день.

На следующий день я посетил Крепость дель Морро, что находится в 8 километрах от города, туда добрался пешком, переночевал на побережье океана, а на следующий день вернулся на макине (как правило старая легковая машина, выполняющая роль маршрутки). Ночью ко мне в палатку скреблись крабы, которых постоянно приходилось отгонять. Зато какой там был закат и рассвет!

Цены в Сантьяго.

Небольшое пирожное, сладости в кондитерской, булочка с сыром в государственном отделе, кофе-экспрессо, стакан тростникового сока, лимонад, именуемый тут рефреско, всё это стоит всего 1 песо националь, то есть 0,04$

за два песо (0,08$) продается стакан шейка из фруктов, гамбургер с фаршем (правда только в одном месте), можно проехаться на лошадиной повозке.

за три песо (0,125$) продается мороженное из 5 шариков, гамбургер с ветчиной или колбасой, различные пирожные.

за пять песо (0,2$) можно проехаться на макине (маршрутка), купить недорогую пиццу с сыром или гамбургер с мясом, ещё столько стоит суп в кафе.

за десять песо (0,4$) продаётся пицца с колбасой или ветчиной, большой гамбургер с мясом.

20-25 песо (1$) можно купить блюдо с мясом в кафе, куда ходят местные и столько стоит 1,5 литровая бутылка фреша.

3 мая сходил на последнее занятие, на которое Мариям пригласила свою подругу-хореографа, чтобы разнообразить мои занятия и сразу после танцев на ночном камионосе за 10$ в 22:00 уехал в Гавану.

4 мая в Гавану приехал в 11:00 утра, уже как бывалый человек спокойно на общественном автобусе за 1 песо (0,04$) приехал к побережью, где в кафе мороженого работает мой кубинский друг Даниель.  Правда его не оказалось на месте. Через интернет (0,5$  за 30 минут) нашёл билет до Мехико столицы Мексики в авиакомпании Кубана. Но система подвисала, поэтому пошёл покупать билет в офисе этой компаний. Там приятно удивила цена 165 долларов против 185 долларов в интернете.  Однако купить билет не получилось, так как они затребовали билет вылета из Мексики, которого у меня нет. И пришлось обратиться в другую авиакомпанию Interjet, где меня без проблем обслужили за 175 долларов.

Просидев до вечера в Гаване, поехал на автобусе и воспользовавшись паромом в красивое место Касабланка, там переночевал, а утром вернулся обратно в кафе к Даниелю. Сегодня он был на работе и я целый день провёл там, общаясь с работниками кафе и читая книгу.
Работники кафе угостили меня спагетти и рассказали, что с иностранных клиентов берут по 1$ за каждый шарик мороженного, который на самом деле стоит 3 песо (0,125$). Меня же Даниель всё время хотел угостить бесплатно, но я всё время платил, так как его зарплата всего 10 долларов в месяц.  В полночь Даниель проводил меня до остановки и посадил в автобус до аэропорта, там я установил палатку под ветвями пальм.
На следующий день, читая книгу, провалялся в палатке до 11:00 утра, затем на последние деньги неподалёку от аэропорта купил килограмм пресных печений в дорогу, поел вкуснейшую пиццу всего за 0,4 доллара, напился фреша,  купил целый термос тростникового сока и в половину четвёртого, пройдя все проверки и процедуры контроля улетел в Мексику.

Куба затраты:
 За всё время пребывания на Кубе (26 дней) мною было потрачено 169 долларов. Из них на транспорт из Гаванны в Сантьяго и обратно 22 доллара, на танцы 61 доллар, на носки и нижнее белье 2,2 доллара, 2 доллара на стирку вещей, на 7 долларов угостил знакомых в кафе, 1 доллар в день прилёта доехал до Гаванны, 5 долларов проставился археологам, купил сладости и бутылку рома. 5 долларов на  интернет. На транспорт по городу ушло около 1 доллара, 0,8 доллара отдал в парикмахерской, остальное всё на мороженное, пиццы, гамбургеры и т.п.


Мои впечатления о Кубе.

Пробыв на Кубе почти один месяц, могу сказать, что это очень удивительная и интересная страна для путешествий. Здесь можно увидеть совершенно необычное теперь явление как отсутствие интернета и зависимости от него, со всеми вытекающими. Люди открытые общению, дети играют на улице и не сидят в гаджетах дни напролёт. С бюджетом в 5 долларов  в день можно почувствовать себя настоящим богачом, конечно если не снимать жилье, которое стоит около 15 долларов в сутки. Иногда было очень жалко смотреть на худых пожилых людей, которые явно недоедают, ещё при общении с местными чувствуется, как кубинцы, при всей любви к родине, хотят её покинуть. Ведь с зарплатой в 10 долларов им приходится делать выбор: потратить деньги на еду или купить что-нибудь из одежды.  Но глядя на жизнь кубинцев,  я ещё раз убедился, что независимо от того, насколько ты беден, можно быть счастливым. Куба стала для меня ещё одной страницей в книге жизни, которую я был рад прочитать и теперь я готов перевернуть эту страницу, чтобы получить новые впечатления и продолжать "кушать жизнь большой ложкой"

местный вид транспорта
дым от камаза
местный автопарк
глаза закрывают чтобы не пугались машин
продавец звёздочек
центральный бульвар
где ещё можно встретить мотоцикл Урал
Когда-то я тоже мечтал стать пионером
ребята собрались поиграть и пройтись по городу
в центре города
Собор Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон заложен в 1528 году. Это главная достопримечательность Сантьяго
Дворец пионеров
Кладбище
на кладбище проходят экскурсии для туристов
спальный район в Сантьяго
общественный транспорт
а это уже не центр
обычная улица
в центре города
дворник
кто-то забыл рюкзак, наверное я
почти весь ассортимент фруктов
как вам ассортимент в магазине?
концерт

в честь 90 летия Фиделя Кастро устроили праздник ночью
мой тренер Санта
рассвет
закат, слева кусты в которых ставил палатку
взрослых возят лошади а детей козлики
СТО
Шиномонтаж
Кубинцы хотели посмеяться над Чиной (моё прозвище на Кубе), дали лошадь, а Чина на ней неожиданно умчался
набережная
машины в основном ретро
в офисе у археологов
уезжаем из города
базовый лагерь археологов, моя палатка первая справа
наша кухня
утром пошли фотографировать будущее место раскопок
деревенские кубинцы
этого парня я не знаю
местный фермер наловил змей на продажу
индюк и на Кубе индюк
а это местные тракторы
сено косилка
коровы которые любят пирсинг
это какао
оказался не спелым
Джесика
закат
поймали светлячков, потом отпустили
Дание
танцы, танцы, танцы
местная школа
местные дети, посмотрите что у него в руке
фото на память
уезжаем
парад 1 мая
площадь революции
праздничное настроение
папа Фидель 
серп и молот
в центре города
пошёл прогуляться до крепости, что в 8 км от города
такие пейзажи

а вот и крепость
закат
рассвет
шахматисты Сантьяго
парень в майке заставил попотеть
президент клуба особых проблем не составил
мороженное за 4 песо
слева Мариям справа её подруга тоже тренер
камионес, на таком уехал в Гавану
люди едут на работу
такого знака у нас не встретить.