351 день. 17 сентября 2016 года. Дорога в Улан-Убатор

351 день. 
17 сентября 2016 года. 
Дорога в Улан-Убатор.

Ночью дул прохладный ветер, а я лежал в беседке на столе, закутавшись в спальник. Проснулся с восходом солнца. Приготовил каши и не спеша собрался. В этот момент к воде потянулась группа туристов, и наверное они бы удивились, если б обнаружили меня спящим на столе. 

Закинул рюкзак на плечи и пошёл в Дацан. Вчера вечером оставил на зарядку свой пауэр банк, одному из учеников Дацана, и он сказал зайти забрать в 8:00 утра. 

Отдав мне заряженный гаджет, ученик поинтересовался о моих планах и посоветовал посетить в их Дацане главный храм, где хранится тело Ламы Итигэлова. 

Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов (13 мая 1852— 15 июня 1927) — бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири в 1911—1917 годах .Один из выдающихся буддийских подвижников.

По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благо пожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.


Храм принимает посетителей с 9:30 и вход стоит 50 рублей. Ждать полтора часа не хотелось, к тому же ещё предстояло сегодня добраться в Улан Батор. Поэтому, следуя совету ученика, постучался и, появившемуся ламе объяснил, что я путешественник из Казахстана и попросил разрешение посмотреть храм. Лама сначала сослался на часы для посещения, но потом вошел в положение и уступил. Рассказал о Итигэлове, а потом даже разрешил сделать несколько фотографий, хотя это запрещено. К сожалению солнечный свет отражался в стекле за которым находится тело и четкий кадр сделать не получилось. Могу лишь отменить, что тело сохранилось хорошо, и теперь за ним следят и ухаживают.


По поводу тела Итигэлова по Бурятии и за её пределами ходит много разных историй. Некоторые утверждают что Итигэлов до сих пор жив и, возможно, когда-нибудь выйдет из состояния нирваны, в которое вошёл. Говорят, что до сих пор у него растут волосы и ногти. Поэтому я решил поискать информацию на эту тему, и вот, что нашёл. 

Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить учёным. В. Звягин, заслуженный врач РФ, профессор, зав.отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, в ответ на прямой вопрос корреспондента: «Можно сказать, что лама жив?»  ответил: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов - абсолютный признак смерти». (Россия, N28, 14.07.2005, с. 11).

Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько раз в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5—10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшеева.

В 8:30 вышел из Дацана и пошёл пешком в сторону основной трассы, голосуя редким проезжающим машинам. Третья машина через десять минут остановилась и дальше поехал вместе с бурятским поэтом, писателем, танцором Владимиром Будаевым и его супругой Цыжит. Рассказал им о себе,  а Владимир подписал и подарил книгу своего личного сочинения "По волнам моей памяти".  Книжка небольшая и уже её прочитал. Высадился в посёлке в Иволгинск и продолжил идти пешком, голосуя проезжающим машинам. 

Владимир и Цыжит Будаевы. 
В 8:55 меня подобрал Олег и вывез на трассу.  Олег живёт в соседнем посёлке и по дороге показывал поля дикорастущей конопли.

Олег
Ждать опять пришлось недолго, в 9:15 меня подбирают едущие копать картошку трое бурятов, две женщины и мужчина.  По дороге мы заехали в кафе, где попил чаю (0,4$). Проехал с ними около 100 км.

За рулём была женщина справа, к сожалению не запомнил имена. 


Только буряты отъехали, как останавливается малотоннажный грузовик, и дальше еду с Виталием, который ехал в один из посёлков, где ему обещали дать дрова в обмен на мешок кедровых орехов. Мне тоже перепало кедровых шишек. Виталий высадил у остановки на трассе.

Там стоял парень, ожидающий маршрутку до Кяхты.  Мы немного пообщались, но ждать вместе с ним в мои планы не входило,  пошёл пешком дальше. Видно было как у парня в голове ломалось привычное мировосприятие, несмотря на мои объяснения, ему сложно было понять, что автостопом можно бесплатно и быстрее уехать.

В 11:00 мимо пронеслась легковая и остановилась в 200 метрах. За рулем приятная, общительная женщина Татьяна.  Татьяна живёт в Улан-Удэ вместе со своей 16 летней дочерью, работает анестезиологом. Интересно пообщались, она угостила меня бананом, кофе и предложила на обратном пути остановиться у неё в Улан-Удэ.  Привезла прямо к границе с Монголией, и в 13:20 мы попрощались.

Бурятка Татьяна. 

На границе, озадачили странными правилами. Оказывается границу пересечь можно только на автомобильном транспорте или мотоцикле. Пешком переходить не разрешается. Благодаря этому у границы появились люди перевозчики. Они таксуют из России в Монголию и обратно. Я начал пробовать автостопить, просясь ко всем проезжающим машинам. Но их было очень мало.


Через некоторое время, к границе подъехал один молодой монгол Пурэвсух, и мы разговорились. Пурэвсух тоже собирался в Улан-Батор, и предложил через границу ехать вместе, я согласился (1,5$).

Пурэвсух и ещё одна пассажирка в такси. Кстати тоже говорит по-русски. 


Ещё один пассажир, по-русски не говорит, зато знал несколько слов на казахском. 
Границу проходили около 1,5 часов. За это время познакомились со всеми пассажирами, и оказалось, что Пурэвсух кроме русского и монгольского говорит на английском и свободно на китайском.  Закончил иностранный институт, много путешествовал, жил в США. Так как его английский лучше русского, дальше мы общались на языке Хемингуэя и Спанч Боба. Мы довольно интересно общались, мне есть что рассказать, и он интересный человек. Когда граница была пройдена, Пурэвсух поинтересовался, что планирую делать. Сказал ему, что буду ехать на попутках. Он с усмешкой поинтересовался, есть ли у меня для этого волшебная палочка, а я рукой  показав, знак голосующего человека, ответил  "у меня есть лучше, Волшебный палец".
Пурэвсух юмор не оценил, и пригласил за свой счёт покушать в кафе, а затем ехать вместе с ним до Улан-Батора, тоже за его счёт.  Человек хороший, раз его это не обременяет, то причин отказываться я не видел и согласился.


В кафе,  сказал чтобы он заказывал на своё усмотрение и допустил ошибку. Пурэвсух решил показать монгольское гостеприимство заказал  столько еды, что хватило бы накормить не двоих, а шесть человек. Монголы любят жирную еду, где много мяса.  Из-за стола мы встали спустя час, конечно не смогли всё доесть, еле пролезли в двери кафе и такси.  





В Улан-Батор приехали в 22:00, при этом водитель всю дорогу летел, как будто мы опаздывали на встречу глав государств.
На вопрос, куда меня везти в городе, я попросил подвезти к церкви, и мы остановились у православной недалеко от центра.  Ворота уже были закрыты, звонка нет, Попробовал постучаться, но мои попытки были тщетны. Перелезть через забор особого труда не составило. Внутри подошёл к двери откуда шёл свет, там встретил двух монгольских женщин, которые говорят на русском. Объяснил что путешественник и спросил можно ли переночевать одну ночь. Они сказали что сами эти вопросы не решают,  сейчас позовут батюшку и попросили подождать в коридоре.

Спустя минут пять с верхнего этажа спустился мужчина в рясе и не представившись накинулся на меня с криками. Будто я перепугал женщин, и с вопросами как проник на территорию церкви. Я был совершенно ошарашен его поведением, так как женщины совершенно не выглядели перепуганными и мы до него спокойно с ними общались. Агрессивный мужчина  не выслушав,  грубо попросил меня убираться вон, обещал вызвать полицию.

Я не привык чтобы меня пугали, предложил ему так и сделать, тогда он сказал что для меня этого будет слишком мало и что он лучше сломает мне руку. Ну руку так руку,  посмотрел на неё и протянув сказал ломайте.
В общем мне открыли ворота и напутствием "пошёл вон" выгнали. Честно говоря был немного шокирован и впал в состояние когнитивного диссонанса. Потом себе объяснил его поведение тем, что от того, что я перелез через забор, он впал в состояние ступора. Возможно, когда люди сталкиваются с чем-то непривычным, агрессия проявляется как защитная реакция.

Год автостопа научил одному простому правилу: "Если не открывают одной двери, это не значит, что не откроют другую".  Чем больше людей спросишь о помощи, тем больше шансов, что тебе помогут. Пошёл дальше и увидев католическую церковь, пошёл к ней.

Там у ворот сидел охранник, который сразу открыл дверь. Узнав, что путешественник с Казахстана, он повёл себя совершенно по дружески и озадаченный, хотел идти в церковь, спросить пастыря, можно ли мне остановиться на ночь в церкви. Время уже было около 23:00, поэтому я его остановил и спросил можно ли переночевать в его будке.  Вскоре мы сидели у него и общались.


Тото (так его зовут) довольно сносно говорит по-русски, который изучал в школе.  Он принял меня как гостя, поставил чай, достал варенную баранью ногу, и накормил. Спустя пару часов, Тото спросил, если у меня спальник и открыл мне церковь, так как в его будке места действительно было мало. Я постелил спальник на кожаный диван и лёг спать.